Новости

15.04.16

«Одной рукой дают – другой отбирают!»

В феврале 2016 г. Правительство РФ ввело новый утилизационный сбор на самоходную технику (экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики, краны, прицепы, квадроциклы, комбайны и др.). Каковы были его последствия для нашего региона?

Мительман С.А.: С ФЗ-392, который принят 29 декабря 2015 года, получилась ситуация что называется «по Черномырдину»: хотели как лучше – получилось как всегда. К сожалению, в нашем государстве такое происходит очень часто. Вообще сама по себе идея утилизационного сбора неплохая, поскольку даёт возможность преференций отечественным производителям. Утилизационный сбор вводится как для отечественных производителей, так и для импорта и для старой б/у техники. Но для отечественных производителей самоходной техники закон предусматривает ещё и компенсацию за производство каждой единицы техники. Это сделано с целью ухода от санкций ВТО, которые не позволяют дискриминировать импорт. Но, во-первых, сегодня машиностроение итак находится не в самой лучшей ситуации, во-вторых, за прошлый год несмотря ни на что было завезено порядка 25% импорта. Причём 90% из завезённой техники производятся по тем же параметрам, что и в России. То есть такую технику могли бы производить и российские заводы, которые сегодня недозагружены. Скорее всего, тут присутствуют и коррупционные факторы, иначе зачем закупать на Западе технику, которую можно произвести в России?.. Так вот, возвращаясь к компенсациям, механизм их до конца не отработан, он размыт. А ведь предприятия, производящие технику, уже обязаны платить и платят утилизационный сбор, и его размер составляет примерно 15% от стоимости техники! То есть как минимум на 15% сегодня техника стала дороже. Это внесло хаос в процесс ценообразования: с одной стороны, заказчики возмущены повышением цен (ведь сбор якобы компенсируется государством!), с другой производители не могут цену не поднять, потому что им сначала надо заплатить сбор, а потом получить паспорт транспортного средства (ПТС). И вот такая вакханалия на рынке. Ряд предприятий обратились в «Опору России» и в ОНФ с жалобой на действия Минпромторга. Насколько известно, освобождён от работы руководитель департамента Наумов, который занимался подготовкой этих документов. Но от этого ситуация не изменилась. У меня есть расчёты, подтверждающие, что даже если механизм компенсации будет введён, то будет компенсироваться только 65-60% затрат на утилизационный сбор. Получается, что государство ввело дополнительный налог в размере 5% с оборота для предприятий, которые сегодня итак еле выживают! Сегодня от производителей прицепной и самоходной техники, от Союза промышленников и Заксобрания Челябинской области готовится обращение о приостановке действия данного закона до того, как будет отработан механизм выплаты компенсации.

Что могут сказать сами производители? Как аукнулся вам сбор? Как это сказалась на динамике импорта? Может, кому-то пришлось приостановить производство или сократить продажи? И какие ещё меры, на ваш взгляд, могли бы спасти ситуацию?

Смирнов И.Г.: Наш завод существует уже 13 лет, мы производим самосвалы разной грузоподъёмности, трубовозы, лесовозы, машины для газонефетевой отрасли и т.д. Недавно начали делать полуприцепы. Постановление с новыми коэффициентами повергло нас в ужас. Взять к примеру, наш прицеп стоимостью от 550 до 700 тыс. рублей. Базовая ставка утилизационного сбора – 150 тысяч, умножаем на коэффициент 2,7 - получается 450 тыс. рублей. То есть, чтобы компенсировать утилизационный сбор, мы должны поднять цену на прицеп почти в два раза! Многие производители, предчувствуя грядущие проблемы, заранее навыписывали ПТСок и сейчас выпускают свою технику, выдавая её за произведённую в 2015 году. Те, у кого нет этих ПТСок, остановили своё производство, потому что за такие большие деньги покупатель технику не берёт. Мы тоже запаслись ПТСками, но запасы уже иссякают. Что делать дальше? В начале марта вышел приказ Минпромторга, где расписан механизм, как стать крупнейшим производителем. Благодаря включению в реестр крупнейших производителей, можно получить отсрочку платежа утилизационного сбора – где-то 90 дней. Подали заявку на включение в этот реестр – ждём.

Бугаев. Г.В.: Наш завод производит всю линейку полуприцепов. И мы столкнулись со всеми теми же проблемами. Самый главный вопрос один: что с компенсациями? Если сейчас не решить проблему с непрозрачным механизмом возврата, то все производители вынуждены будут поднять цены на 400-500 тыс. рублей. Некоторые производители, чтобы хоть как-то компенсировать затраты на утилизационный сбор, начинают потихоньку поднимать цены. Пока не на 400-500, а только в среднем на 200 тыс. рублей. Но это только начало. Мы сегодня предпринимаем усилия, чтобы полностью перейти на своё производство. Но на конструкторские решения и испытания нужно очень много времени. Чтобы полностью перейти на свою ходовку, могут уйти годы.

Мительман С.А.: Надо учесть, что рентабельность предприятий машиностроительного комплекса сегодня составляет максимум 5-7%! А ведь нужно индексировать зарплаты, обновлять производство, вкладываться в текущий ремонт… Всё это делается из прибыли. О какой поддержке бизнесу мы сегодня говорим?! На машиностроительных заводах области работают порядка 30-40 тысяч человек. При существующих проблемах будет задерживаться зарплата, прекратится её повышение, людей будут освобождать от работы, снизиться поступление налогов в областной бюджет, это серьёзные последствия, масштаб которых сегодня сложно точно спрогнозировать!

Киселёв В.В.: Мы импортёры и производители тракторов для личных подсобных хозяйств и прицепов к ним. Причем мы единственные в России, кто производит трактора. Мы крупнейшие плательщики налогов в Еманжелинском районе. В прошлом году ввезли и собрали на территории области тысячу тракторов, ещё 50 тракторов сделали сами, это была пробная партия. Нынче за первые полгода нами будет сделано ещё двести собственных тракторов. У нас вызывает большие сомнения обоснованность размера утилизационного сбора на сельскохозяйственные тракторы мощностью до 30 лошадиных сил. Размер сбора - около 31% от оптовой цены самого дешевого и востребованного трактора до примерно 10% самого дорогого кабинного трактора. Курс доллара к рублю привел к росту цены ввозимых тракторов вдвое в 2016 году к 2013 году. И дополнительное бремя в виде 30% наценки на УС от правительства РФ ложится вовсе непосильным бременем на крестьянина. Вопиющим является размер сбора на сельхозприцепы. Средняя розничная цена на такой прицеп в феврале 2016 года на Урале – 85 000 рублей. Правительство ввело на такие прицепы утилизационный сбор – 330 000 рублей (или 380% от цены). В итоге мы намерены отказаться от выпуска таких прицепов. Мы тоже подали заявку на включение в реестр крупнейших, но столкнулись здесь с медлительностью государственного аппарата: нас не торопятся признать крупнейшими производителями тракторов и прицепов и, соответственно, крупнейшими плательщиками утилизационного сбора. Из-за этого пришлось приостановить продажи: мы не в состоянии экстренно найти огромную сумму денег на уплату сбора на прибывшие тракторы, поэтому они стоят без паспортов самоходной машины (ПСМ). «Правила игры» были изменены, когда вагоны с тракторами были уже на пути в Россию. И в нашем бюджете платежи на сбор не были запланированы. Признание нас крупнейшими производителями тракторов (а мы занимаем не менее 20% рынка России по минитракторам) позволит нам отсрочить уплату утилизационного сбора на срок до 90 дней, позволит таможне выдать нам ПСМ до уплаты сбора, позволит начать продажу ввезенной техники и позволит нам заплатить сбор. Но успеем ли мы продать трактора до того, как надо будет платить утилизационный сбор? Нас это могло бы спасти: тогда за утилизационный сбор мы бы расплатились деньгами покупателя. Тут уже другая проблема: крестьяне не готовы покупать наши трактора по новым ценам. По сути получается, что одной рукой Правительство дает деньги сельскому хозяйству, а другой – отбирает эти же деньги. Я написал письмо Президенту РФ Путину с просьбой помочь крестьянству и поручить Правительству РФ разумно откорректировать ставки утилизационного сбора на спецтехнику. Недавно мне пришёл ответ: «в целях объективного и всестороннего рассмотрения» моё письмо переадресовано в Минпромторг. Цепочка замкнулась.

Как из ситуации выходят другие предприятия машиностроения? Что ждёт отрасль в ближайшем будущем и кто сможет решить проблему?

Субачев Е.В.: . Мы тоже подали документы на включение в реестр в Минпромторг, но пока ответа нет. Вынуждены добавлять размер утилизационного сбора к цене производимой техники. Заказчики в ужасе. Коэффициент по нашему транспортному средству – 4,8, умножаем на базовую ставку 150 тыс. рублей – получаем колоссальные суммы. Понятно, что при таком раскладе объём заказов будет падать. Буквально на днях обратился заказчик, которому нужен был лаповый снегопогрузчик. Услышав нашу цену, он отправился искать б/у технику. Сложно сказать, что будет дальше. Будем делать всё, чтоб наши сотрудники не остались без работы. Не исключено, что придётся вернуться к тому, с чего начинали когда-то – будем варить пивные кеги.

Мительман С.А.: Мало того, что механизм возврата размыт, но мы завтра ещё можем узнать, что Минпромторг не заложил необходимые средства в бюджете!

Калашников Е.В.: У меня есть письмо за подписью замминистра Минпромторга, где разъяснена последовательность работы утилизационного сбора и чётко сказано, что субсидиальная часть в бюджет заложена, то есть статьёй расходов она предусмотрена! Хотя, согласен, пока инструмент субсидий не сработал. Да, ситуация с утилизационным сбором была создана непрофессионалами, но те инструменты, которые действуют, достаточно рабочие, на наш взгляд! (Завод ДСТ-УРАЛ уже попал в список крупнейших производителей – Прим.ред.).

Источник: http://www.chel.aif.ru/press_office/odnoy_rukoy_dayut_drugoy_otbirayut

Заказать

Заказать

Заказать звонок